От Sandixа: Специально выделил это сообщение, которое, по счастью, Ferapont отправил дважды, чтобы открыть тему об этой необычной женщине
Дорвался до архива журнала СЖР
Годы и судьбы
Алексей СРЕБНИЦКИЙ,
Руслан ШАХМАЛИЕВ,
кинорежиссер
А НАСТЯ ПЛАВАТЬ НЕ УМЕЛА,
но в ней умерла чемпионка по подводному спорту
-Да, в самом деле,Настенька Вертинская, совсем еще юная девочка,
едва держалась на воде, когда я пригласил ее на роль Гуттиэре
в своем
фильме «Человек–амфибия», - говорит Владимир Чеботарев,
знаменитый кинорежиссер, еще и спортсмен, который и сегодня,
в свои 77, выглядит могутным, полным сил мужчиной.
- Предстояли подводные съемки на глубинахЧерного моря,
без каких–либо манекенов , а, что называется, с «живыми» артистами.
Прежде такого не бывало. Но я рискнул.
- Однако же, Владимир Александрович, у вас, как мы наслышаны, и консультанты были - что надо?
- Само собой. Лучшие спортсмены–подводники - Анатолий Иванов, Владимир Кебкало, Галина Шурепова. Чемпион страны Рэм Стукалов взял под свою опеку Настю Вертинскую. И обучил девочку. Она, когда пришла пора съемок, наотрез отказалась от дублерши и на таком классе выполнила каскад сложнейших упражнений, что профессионалы этого спорта начали тянуть ее к себе, суля блестящее будущее.
- Но Вертинская, на счастье нашего кинематографа, устояла?
- Да, но тут лишний раз нашла подтверждение одна из вечных истин: талантливый человек - он и во всем талантлив.
- Только ли талант? Может, и еще что? Характер?
- Пожалуй, возможно, и гены. Ведь прыгал же на съемках раздетым с крыши в сугроб ее отец, великий артист Александр Вертинский.
Вообще, уже тогда у меня сложилось представление, что Настя по своему дарованию выше этого фильма, но верно и другое - именно благодаря ему она приобрела широкую популярность, и эту всенародную любимицу по сию пору знают и ценят, прежде всего, - как неподражаемую Гуттиэре.
Есть у Владимира Чеботарева и чисто спортивный фильм - «Цена быстрых секунд».
- Этот фильм мне особенно дорог уже потому, что я выполнил обещание, данное мною четырехкратному олимпийскому чемпиону Евгению
Гришину, - говорит режиссер. - Он как–то заявил: «Эх вы, киношники,
никак не можете снять достойный фильм о конькобежцах! И не снимете никогда!».
А я - снял.
В первом варианте сценария была раскрыта трагедия Инги Артамоновой, которую сгубил ее муж Геннадий Воронин. Мне со сценаристом Анатолием Юсиным, который, кстати сказать, писал текст в Армянском переулке, 13, поскольку работал тогда в журнале «Спортивная жизнь России», сказали: «Идите. Работайте над вторым вариантом и помните: у нас в стране спортсмен спортсмена не убивает, тем более - муж жену». Пришлось подчиниться. Но к постановке был принят только девятый вариант.
(Невеселые совпадения. Роль Инны, героини фильма, выпала прекрасной актрисе театра Вахтангова Валентине Малявиной. Она мастерски справилась с задачей. А после была осуждена - как говорят, несправедливо! - по обвинению ... в убийстве своего мужа, тоже известного актера.)
- Во время съемок я близко познакомился с очень интересными людьми и большими спортсменами, - вспоминает Владимир Чеботарев. - Такими, как Виктор Косичкин и Антс Антсон, дублировавшими двух наших героев, Валентина Стенина, Софья Кондакова, Борис Стенин, Ирина Егорова. Немало помог нам и Евгений Гришин, хотя и отказался от роли Евгения Григорьева, которую мы специально для него и писали. «Прежним Гришиным, которого любил народ, я уже не буду. А становиться его тенью - не в моем характере, - объяснил Евгений Романович. - Так что извините, но на лед не выйду». Мы отнеслись к его позиции с пониманием и даже с уважением.
В фильме, вместе с чемпионами, играл и Владимир Самойлов, один из любимых моих актеров, с кем, пожалуй, я работал чаще, чем с другими. А в одной из драматических ролей выступила солистка балета Большого театра Елена Рябинкина - между прочим, это ее экранный дебют.
Много было любопытного на съемках, ну а мне почему–то лучше запомнились какие–то малюсенькие, не имевшие большого значения смешные эпизоды. Вот Кижи, мы на воде. На пароходике - экскурсия. Август. У меня - день рождения. Тут - Рябинкина, Малявина, подоспел и Саша Белявский с шампанским в охапке. Со своей стороны, достаю красное игристое крымского розлива. «Устроим залп! - радуется оператор. - Раз–два–три!». Выстрел - и вся шипучка изливается на мой белый адидасовский костюм, по тем временам - редкая штука. Считай - пропала одежка. Все хохочут: «В честь режиссера!». А мне не до смеха!
"Спортивная жизнь России" № 7, 1998