Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.
Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную». (Корнелий Тацит) Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».
Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.
Сарматские женщины
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.
К вопросу о существовании матриархата у савроматов.
Во II половине XIX века в науке зародилось представление о матриархате, как об универсальном явлении развития общества, предшествующем патриархату, с доминированием женщины в семье и обществе. Понятие ввёл Я. Бахофен, впоследствии оно было одобрительно воспринято классиками марксисткой теории.[2] К народам, у которых существовал матриархат или его пережитки, историками и археологами были отнесены савроматы. У них, по сведениям античных авторов, мужчины подчинялись женщинам[3], которые вместе с мужьями или без них участвовали в битвах[4]. Подобные сведения содержатся у большинства античных авторов.
Письменные и археологические источники создали почву для появления в XX веке точек зрения, по которым савроматы выделяются из общего массива кочевых племён благодаря статусу женщин, которые принимали участие в войнах, культовой сфере, порою имели более высокий статус, чем у мужчин.
К сторонникам подобных взглядов можно отнести К. Ф. Смирнова[5], А. М. Хазанова[6], Б. Гракова[7], А. И, Мелюкову[8] и других.
Среди их оппонентов - И. П. Берхин-Засецкая и Л. Я. Маловицкая [9]. При этом нужно отметить, что таких учёных мало.
Цель данной работы – рассмотреть возможные источники особого положения женщин у савроматов, к которым относятся участие в военном деле, культовой сфере и управлении.
В большинстве обществ, специализирующихся на скотоводстве, положение человека в зависело от его принадлежности к военной сфере. Поэтому, первое, что следует рассмотреть - это влияние савроматских женщин на войско и в войске данного народа, кроме того, является ли их участие в военных конфликтах отличительной чертой савроматов или нет и можно ли отнести такое явление к пережиткам матриархата.
Археологические данные подтверждают слова Геродота и других античных авторов.
Найдено немало женских савроматских погребений, где находилось оружие, представленное в большинстве своём наконечниками стрел. Примерами могут служить погребения у с. Вишнёвка, в курганной группе Пятимары[10], Тара-Бутак[11], кургане у Черниговского посёлка Магнитной станицы в Верхнеуральском уезде Оренбургской области[12], в Соболевской волости Уральской губернии[13]. Количество наконечников стрел может дать информацию о статусе человека, больше всего их у знатных всадников(более сотни штук), имеющих также оружие ближнего действия[14]; у рядовых соплеменников в погребениях присутствует не более 20 наконечников. У савроматок их число такое же.
Кроме того, на основе того, что вооружение савроматок было представлено, в основном, луком и стрелами можно сделать вывод об их значимости в войске.
А. М. Хазанов, занимавшийся изучением тактики савроматов[15], пришёл к выводу, что схватка у них состояла из двух этапов: подготовительный – расстрел противника стрелами и рукопашная, когда в бой включались бойцы, вооружённые оружием ближнего действия и всадники. При этом, по А.М. Хазанову[16] и К.Ф. Смирнову[17], у савроматов их было больше, чем у скифов.
Следовательно, решающей силой на поле боя были воины, вооруженные оружием ближнего действия и луком со стрелами. При этом разница в количестве наконечников стрел может указывать на то, что всадники в битве участвовали дольше пеших лучников, что подтверждает то, что последние участвовали только на начальном этапе сражения. Таким образом, женщинам могла отводиться только вспомогательная роль. Возможно, они были организованы в отдельные отряды, на что косвенно указывает Геродот, говоря, что савроматки могут ходить в бой отдельно от мужчин[18]. При этом, скорее всего, они находились на неопасных участках боя.
Таким образом, основной ударной силой савроматского войска были всадники, вооружённые оружием ближнего действия и луками со стрелами. На их знатность указывает богатый инвентарь в погребениях, порою парные погребения с жёнами. Кроме того, Геродот пишет, что в столкновениях с персами принимали участие «лучшие всадники»[19], которые принадлежали к первому отряду скифского войска. Определение «лучшие» может указывать на их знатность, важность.
В итоге, савроматки не могли играть особого значения в войске, вследствие чего не могли претендовать из-за этого на главенствующее положение в племени. Его видимость может быть вызвана богатым инвентарём погребений савроматок-наездниц, но это следствие знатности мужа, либо участия их в культовой сфере, где у них была монополия[20]. При этом не у всех наездниц есть оружие[21].
Причиной участия савроматок в военных действиях может служить милитаризация общества, которое было вынуждено, по А.М Хазанову[22], вести постоянные войны за пастбища и скот. Использование такого ресурса, как женщины, облегчало такую борьбу, делало савроматские племена довольно сильными, ведь они участвовали в начальном этапе боя, забрасывая противника стрелами, следовательно, чем больше стрелков, тем лучше. Потери среди них минимальные, учитывая то, что в их жизненных условиях всё равно была высокая смертность. При этом участие в войнах было «почётным долгом» соплеменников, на что указывает отсутствие в рядах войска некоторых мужчин и женщин, возможно, по экономическим причинам – зависимость от более знатных или неимение оружия. На возможность такого явления указывает Тереножкин[23].
Предпосылками столь широкого участия населения в войнах могут служить происхождение самого народа, а также его окружение, и связанные с этим межплеменные связи, ведь у киммерийцев и скифов женщины также присутствовали в войске[24], на что указывают археологические находки[25].
Женщины участвовали в войнах не только у савроматов, подобные примеры можно найти у киммерийцев, скифов, древних германцев, монголов, гуситов. Там подобное было вызвано потребностью в людях.
Таким образом, можно сделать вывод, что участие женщин в войнах является не проявлением матриархата или его пережитком, а следствием других, более правдоподобных причин. При этом на их статус в племени это влиять не могло.
|