prudens, это тебе, чтобы знал, чего можно ожидать от айкодошниц...
Основатель айкидо О’Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэшиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне – префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ероки Уэшиба избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ероки. Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.
В отрочестве Уэшиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо. В это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам. Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэшиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уэшиба Сокай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу(искусство владения мечом) в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитоминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава. Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются и накануне своего двадцатилетия Морихэй приобретает совершенно другой вид….несмотря на свой рост (всего 152 см), он значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенствование не удовлетворяет его и Уэшиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу. В этот период Уэшиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэшиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников. В 1903 году Уэшиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэшибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэшиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от предложения военной карьеры. Возвратившись в Танабэ, он с головой погружается в общественную жизнь округа, что не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Югю-Рю у Накаи, с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы. В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэшибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Широтаки в провинции Китами. В течении первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство в конце концов победили и земля начала давать хороший урожай. Уэшиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его «Король Широтаки». В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэшиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Токэда, который согласился обучать его искусству, и спустя некоторое время, приехал в Широтаки. Уэшиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Уэшиба отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот, сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного Айкидо. В ноябре 1919 года Уэшиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все чтобы вылечить отца, уэшиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэшибу. Он продолжает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что умер отец четыре дня назад. Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свой бессилие перед неумолимой смертью, Уэшиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях. Истерзанный сомнениями, Уэшиба, в конце концов, принимает решение стать учеником преподобного Дэгучи и переезжает с семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т.ч. владения копьем. В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэшиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства. Возвратившись летом 1925 года в Аябэ, Уэшиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер, эксперт по кэндо (Путь меча), беседа с которым неожиданно перешла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный мечом офицер яростно атаковал Уэшибу, однако, не один из ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Морихэй объяснил ему, что чувствовал каждый его удар еще до того как он был нанесен в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые появилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэшибу китайский солдат, к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получал мысленный импульс, свидетельствовавший об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия. Отдыхая после сражения в саду, Уэшиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение и ему открылась вся сущность будо. Он не мог пошевелиться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий мир начал вибрировать, а из земли поднялся и окутал золотистый туман истины. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал возможность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не только в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонны, принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию личности и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию Айкидо. Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэшиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которое он позже назовет Айкидо. Начиная со второй половины 20-х годов известность Учителя Уэшибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Вместе с тем постоянного додзе он еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио. Одним из наиболее памятных событий было посещение школы Уэшибы основателем дзюдо, Пофессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления сказал: «Вот мой идеал будо». Весной 1931 года завершилось строительство нового додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-Чо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших учеников (Учидэши) Уэшибы не превышало нескольких десятков человек. Они проходили строжайший отбор. Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета Айкидо.
|